Рекомендации родителям по профилактике вредных привычек у подростков

Как бы мы ни ограждали ребёнка, но однажды это может случиться. К вашему ребёнку подойдут - и предложат попробовать сигарету, алкогольные напитки или наркотик.

Аргументация может быть различной: это безвредно, но от этого «ловишь кайф», «у нас в компании все употребляют это», «попробуй - и все проблемы снимет как рукой» или «докажи, что ты взрослый». К такой встрече ребёнка надо готовить заранее. Воспользуйтесь несколькими простыми рекомендациями, которые многократно использовались педагогами и родителями и доказали свою эффективность.

1. Разговаривайте с ребёнком о наркотиках, курении и алкоголе.

Эксперты утверждают. Что разговор о наркотиках - первая ступень помощи детям. Помните, что нет возраста, когда ребёнок не нуждался бы в объективной информации о наркотиках и объективных последствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка информации о наркотической опасности, но и в установлении доверия, открытости по вопросам о наркотиках.

2. Учитесь слушать.

Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь вместе с ним найти выход из проблемы. Никогда не используйте информацию, полученную от ребёнка, во вред ему.

3. Давайте советы, но не давите советами.

Подумайте о своём примере. Трудно поверить, что кто-то поверит советам родителям, которые сами злоупотребляет курением, алкогольными напитками или наркотиками. Не забудьте, что даже невинные пороки требуют объяснения ребёнку.

4. Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации.

Пожалуй, это самое важное и трудное.

5. Подростки, принимающие участие в семейных ужинах, менее склонны к вредным привычкам

Подростки, которые ужинают в кругу семьи менее двух раз в неделю, более склонны к вредным привычкам. Такую взаимосвязь установили ученые из Национального центра по борьбе с зависимостью и злоупотреблением алкоголем и наркотиками при Колумбийском университете. В ходе исследования, выяснилось, что вероятность употребления наркотиков подростками, не принимающими участия в семейных ужинах, возрастает как минимум в два раза. Кроме того, половина подростков, которые ужинают дома лишь один или два раза в неделю, склонны к употреблению алкогольных напитков.

Семейные ужины очень важны для ребят и девушек, они очень полезны для установления контакта и взаимопонимания между родителями и детьми.

 

Что делать, если возникли подозрения употребления наркотиков и психоактивных веществ, Вашим ребенком:

1. Не отрицайте проблемы

Часто возникает мысль: «Это просто не может произойти с моим ребенком. Мы о нем хорошо заботились и учили его совсем другому». Подросток пробует наркотики не потому, что он «плохо воспитан». Им руководит стремление познать окружающий мир и не хватает жизненного опыта, чтобы понять огромную опасность некоторых из своих «экспериментов». Иногда ребенок не может противостоять давлению группы сверстников.

Знайте, что 30% подростков, злоупотребляющих наркотическими и токсическими веществами, происходят из семей с высоким интеллектуальным и культурным уровнем.

2.Не поддавайтесь панике

Если ваш ребенок использовал наркотик, это еще не значит, что он болен. Зависимость от наркотических веществ формируется достаточно быстро, но все же на ее развитие требуется время. Возможно, вы столкнулись с однократной попыткой, и подросток уже сам принял решение больше ее не повторять. Однако не стоит «испытывать судьбу». Вам необходимо как можно быстрее выяснить, что происходит.

3. Поговорите с ребенком

Вы можете переживать сильные отрицательные эмоции. Не начинайте разговор, пока не справитесь с ними. Угрозы и упреки заставят ребенка закрыться. Вам же, для оказания ему помощи, необходимо сохранение доверия. Вспомните себя в юношеском возрасте, чтобы лучше понять состояние подростка. Говорите о своих чувствах к ребенку - любви, желании уберечь его от опасности и поддержать, заставляющие вас сейчас действовать именно так. Постарайтесь выяснить, какие проблемы кроются за употреблением наркотиков (неуверенность в себе, неудачи в школе), и найти иные способы их решения.

4. Будьте позитивным образцом для подражания

Не забывайте, что живущий рядом с вами подросток прекрасно видит, как вы справляетесь с собственными зависимостями, пусть даже и не такими опасными, как наркотик.

5. Обратитесь к специалисту

Подумайте, стали бы вы лечить смертельно опасную инфекцию самостоятельно? Скорее всего, нет. Вы бы обратились за помощью к специалисту. Поступайте так же, когда речь идет о наркотиках. Возможно, вам будет легче начать с анонимных консультаций у психолога и нарколога. Если установлено наличие болезни - приступайте к лечению немедленно. Химическая зависимость не проходит сама собой. Она только усугубляется. Вы должны защищать ребенка не от больницы, а от наркотика. Помните, что для выздоровления необходимо искреннее желание подростка освободиться от зависимости. Любовь и поддержка близких людей помогут ребенку обрести и сохранить в период нелегкой борьбы с болезнью.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 30 декабря 1997 г. №114-З

(в ред. Законов Республики Беларусь от 08.11.2011 №308-З, от 17.07.2018 №125-З)

О МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

массовое мероприятие - собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование и иное массовое мероприятие;

иное массовое мероприятие - спортивно-массовое, культурно-зрелищное, иное зрелищное или культурное мероприятие, религиозное мероприятие, проводимые в специально не предназначенных для этой цели местах под открытым небом либо в помещении;

собрание - совместное присутствие граждан в заранее определенном месте под открытым небом либо в помещении в установленное время, собравшихся для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы;

митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям (бездействию) лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы;

уличное шествие - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста;

демонстрация - организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади, в том числе с использованием автотранспортных средств и иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств;

пикетирование - публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств. К пикетированию приравнивается совместное массовое присутствие граждан в заранее определенном общественном месте (в том числе под открытым небом) в установленное время для совершения заранее определенного деяния, организованное (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих общественно-политических интересов или протеста;

 

Статья 4. Организаторы массового мероприятия

Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие до 1000 человек, и иного массового мероприятия независимо от количества предполагаемых участников могут выступать граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие на ее территории, достигшие восемнадцатилетнего возраста и обладающие избирательным правом, принявшие обязательство в письменной форме по его организации и проведению, а также политические партии, профсоюзы и иные организации Республики Беларусь, зарегистрированные в установленном порядке, за исключением организаций, деятельность которых приостановлена.

Организаторами собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, в котором предполагается участие свыше 1000 человек, могут выступать только политические партии, профессиональные союзы и иные организации Республики Беларусь.

 

Статья 5. Заявление о проведении массового мероприятия

Заявление о проведении массового мероприятия подается его организатором в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого планируется проведение массового мероприятия.

В городе Минске заявление подается в Минский горисполком.

Заявление подается в письменной форме не позднее чем за 15 дней до предполагаемой даты проведения массового мероприятия

 

Статья 6. Порядок рассмотрения заявления и вынесение по нему решения

Руководитель местного исполнительного и распорядительного органа или его заместитель обязаны рассмотреть заявление и не позднее чем за пять дней до даты проведения массового мероприятия в письменной форме сообщить его организатору (организаторам) о принятом решении.

В решении должно быть указано о разрешении или запрещении проведения массового мероприятия, а также мотивы, по которым его проведение запрещено.

 

Статья 8. Подготовка массового мероприятия

Подготовка массового мероприятия осуществляется его организатором (организаторами) и иными уполномоченными им (ими) гражданами.

До получения разрешения на проведение массового мероприятия (подачи уведомления о проведении массового мероприятия) его организатор (организаторы), а также иные лица не вправе публично призывать к организации и проведению массового мероприятия, в том числе объявлять в средствах массовой информации, глобальной компьютерной сети Интернет или иных информационных сетях о дате, месте и времени его проведения, изготавливать и распространять в этих целях листовки, плакаты и иные материалы.

 

Массовое мероприятие может проводиться в любых пригодных местах, за исключением мест, определенных исполкомом, на объектах общественного транспорта, вблизи от зданий органов государственного управления и т.д.

 

Запрещается:

- проведение массовых мероприятий для пропаганды войны или экстремистской деятельности;

- привлекать к участию в них граждан за материальное вознаграждение;

- препятствовать движению транспорта и пешеходов, функционированию организаций;

- воздействовать в любой форме на сотрудников ОВД в целях воспрепятствования выполнению ими служебных обязанностей, а также на представителей общественности, выполняющих обязанности по охране общественного порядка;

- иметь при себе оружие, взрывчатые вещества и боеприпасы

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПАКТ О ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВАХ

Вступил в силу для Белорусской ССР 23 марта 1976 года

Статья 21

Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям,

кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

 

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

Кодекс об административных правонарушениях

Статья 23.34 КоАП. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

1. Нарушение установленного порядка проведения массового мероприятия участником -

влекут предупреждение, или наложение штрафа в размере до 30 базовых величин (при повторном нарушении 20-50 б/в, при совершении за вознаграждение 30-50 б/в), или административный арест.

2. Нарушение порядка организации или проведения массового мероприятия, а равно публичные призывы к их организации или проведению, совершенные организаторомтаких мероприятий, -

влекут наложение штрафа в размере от 20 до 40 базовых величин (при повторном нарушении 20-50 б/в, при выплате вознаграждения 40-50 б/в) или административный арест, а на юридическое лицо - от 20 до 100 базовых величин.

 

Статья 7.8 КоАП. Возложение обязанности возместить причиненный вред

Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением.

 

Уголовный кодекс Республики Беларусь

Статья 293. Массовые беспорядки

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

2. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

 

Статья 339. Хулиганство

1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия или угрозой его применения либо уничтожением или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), -

наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до 2 лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до 2 лет, или лишением свободы на срок до 3 лет.

2. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пресекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), -

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на срок от одного года до 6 лет.

3. Действия, предусмотренные ч.ч.1 или 2, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ, взрывных устройств или предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство) -

наказываются ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 10 лет.

 

Статья 361. Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь

1. Публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, -

наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет.

2. Призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления -

наказываются арестом или лишением свободы на срок до 3 лет.

3. Действия, предусмотренные ч.ч.1 или 2, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, -

наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

 

 

Гражданский кодекс

Статья 933. Общие основания ответственности за причинение вреда

1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом может быть возложена обязанность возмещения вреда на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя.

3. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законодательством.

 

Кодекс Республики Беларусь об образовании

Статья 32. Основные обязанности обучающихся

1. Обучающиеся обязаны:

1.1. добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;

1.2. заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

1.3. выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся, правил проживания в общежитиях;

1.4. уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;

1.5. бережно относиться к имуществу учреждения образования, организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

2. Иные обязанности обучающихся устанавливаются настоящим Кодексом, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, организаций, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

 

Статья 126. Основания для привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности

1. Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) (дисциплинарный проступок), в виде следующих действий (бездействия):

1.1. опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия (занятия);

1.2. нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;

1.3. несоблюдения в период прохождения практики (производственного обучения) режима рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка соответствующей организации;

1.4. неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;

1.5. оскорбления участников образовательного процесса;

1.6. распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;

1.7. порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;

1.8. несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности;

1.9. распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

1.10. курения (потребления) табачных изделий в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность);

1.11. иных противоправных действий (бездействия).

2. Не признается дисциплинарным проступком деяние, соответствующее критериям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, совершенное обучающимся из числа лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями.

3. За совершение обучающимся дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.

 

Статья 127. Возраст, по достижении которого наступает дисциплинарная ответственность

1. К дисциплинарной ответственности привлекаются обучающийся, достигший к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста четырнадцати лет, а обучающийся из числа лиц с особенностями психофизического развития - семнадцати лет.

 

Статья 128. Меры дисциплинарного взыскания

1. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

1.1. замечание;

1.2. выговор;

1.3. отчисление.

2. Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за:

длительное отсутствие (более тридцати дней, а для лиц, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых, более трех дней) без уважительных причин на учебных занятиях (занятиях) в течение учебного года;

систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.

3. Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования (организации, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность). При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося.

 

В настоящее время в Инструкцию об условиях, порядке назначения и выплаты стипендий и других денежных выплат обучающимся, утвержденную постановлением Министерства образования Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 22.09.2011 №261/96, внесены изменения, позволяющие прекращать выплату стипендий обучающимся, допустившим пропуск более 10 часов учебных занятий без уважительных причин.

ССЫЛКА: Памятка родителям «Компьютерная безопасность»

 

security1.jpg

security2.jpg

security3.jpg

security4.jpg

security5.jpg

security6.jpg

security7.jpg

security8.jpg

 

БезОпасный интернет – детям. Родительский контроль

Профилактика игромании 

Игровая зависимость как психолого-педагогическая проблема

Родительский контроль

Нам, взрослым интернет-пользователям, сеть нужна в первую очередь для работы, но, помимо этого, мы используем интернет в соответствии со своими интересами, вкусами и пристрастиями. Мы знаем, что при желании можем найти там практически все. А что предпочитают делать и что ищут в сети наши дети? Чем они старше, тем определеннее их интересы и потребности, и нередко они владеют техникой поиска в интернете гораздо лучше своих родителей. Доступность сети, высокая пользовательская компетентность в сочетании с рисками интернет-среды и отсутствием достаточного жизненного опыта превращают подростков в группу риска по использованию информационно-коммуникационных технологий. И в первую очередь это связано с использованием глобальной сети.

Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, любви, признания, самоутверждения) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации).

Используя широкие возможности интернета, подростки могут удовлетворять большую часть своих запросов. Причем с помощью сети это иногда можно сделать гораздо быстрее, чем в реальной жизни. Кроме того, в интернете подросток может действовать независимо от родителей или кого-либо другого. Здесь в полной мере реализуется одна из ведущих социальных потребностей этого возраста - в самостоятельности и автономии.

Какие нужды подростки удовлетворяют с помощью интернета? На основе анкетирования нескольких тысяч учащихся исследователями выделены 7 типов подростков - пользователей интернета: "любознательные","бунтари""игроки""тусовщики""потребители""ботаники""деловые". Первые четыре типа - самые распространенные среди школьников.

Виртуальная реальность, как и любое пространство, обладает своими плюсами и  минусами. Существование кибер-опасностей так же  неоспоримо,  как польза и удовольствие от  использования Интернет-ресурсов. За безопасностью пользователей следят как государственные структуры, так и сотрудники Интернет сервисов. Тем не менее, ежедневно появляются новые жертвы, чаще всего пострадавшие от собственной неосведомленности.

Основные опасности сети Интернет: порнография, детская порнография, нарушение авторского права, пропаганда экстремизма и наркотиков, суицидов, нецензурные тексты, вирусы, трояны, нежелательная почта (Спам), онлайн мошенничества, незаконный контакт, киберпреследование (угрозы, сексуальные домогательства с использованием информационных технологий).

Существуют правила безопасности в Интернете, которые нужно знать и выполнять (Приложение 1).

  1. Группы смерти в интернете

За последнее время в соцсетях («ВКонтакте») усилилась активность групп, где школьников вовлекают в игру вокруг самоубийства. Для этого используются специально созданные группы, а также особые хэштеги — «куратор», увидев их на страничке ребенка, связывается с ним. «Куратор» дает школьнику инструкции: что нужно делать, чтобы присоединиться к смертельной игре. Участники этих «групп смерти» ассоциируют себя с китами — высокоразвитыми животными, которые  якобы осознанно  совершают массовые самоубийства, выбрасываясь на берег. Способность на самоубийство привязывается к внутренней свободе. Картина издыхающих китов некрасива, и поэтому в сообществах эти «свободные» киты летают. Из групп смерти поклонники «моря китов» и «тихих домов» репостят (пересылают друг другу) видео и графику с летающими китами под медитативные звуки. Детям предлагают пройти экзамен — повредить себя, а потом предоставить фото и видео этого для вхождения в группу. Несколько сотен детей откликнулись и уже ждут на своих страничках куратора со стихами, подобными этому (орфография и пунктуация сохранены):

Синей дом, что стоит на волнах

Синей кит, что плывет в облаках

Забирай меня кит к себе

Я жду инструкций. Я в игре

#синий_кит

Это одновременно согласие на игру, призыв куратора и сигнал тревоги  для родителей. Куратор должен оценить аккаунт и выйти на связь.  Дальше — игра со смертельным исходом. Дети в социальных сетях пробуют запросить себе куратора через специальные сообщения. И куратор начинает опрашивать их на предмет серьезности принятого решения. Начинается игра. В 4.20 каждое утро ребенок просыпается за очередным заданием для его выполнения по нарастающей. Где-то посередине детям начинают давать интимные задания, чтобы жертва не могла соскочить, боясь шантажа, — ведь к этому времени кураторы знают, где она живет и как ее найти. Об этом сообщают ребенку и этим его шантажируют – если ты не дойдешь до конца игры пострадает твоя семья, мы знаем где ты живешь.

Примерный список заданий на каждый день

С 1 по 29 день. На руке лезвием вырезать f57. Проснуться в 4.20 и смотреть страшные видео. Порезать вдоль вен руку (не глубоко). Только три пореза. Нарисовать кита на листочке. Если ты готов стать китом — пишешь на ноге лезвием «да». Если нет, то делаешь со своей рукой всё, что хочешь (много порезов и так далее). Задание с шифром, как квест. Выцарапать f40. Написать в статусе #я кит. Должен перебороть свой страх. Встать в 4.20 и пойти на крышу. Надо выцарапать на руке кита или нарисовать. Целый день смотреть страшные видео. Слушать музыку, которую они тебе присылают. Порезать губу. Тыкать руку иголкой. Сделать себе больно. Пойти на самую большую крышу и стоять на краю. Залезть на мост. Залезть на кран. Проверка на доверие. Надо по скайпу поговорить с китом. Сидеть вниз ногами на краю крыши. Снова задания с шифром. Секретное задание. Встретиться с китом. Тебе говорят дату смерти, и ты должен смириться. В 4.20 пойти на рельсы. Ни с кем не общаться. Дать клятву, что ты кит.

С 30-го по 49-й день игры каждый день просыпаешься, смотришь видео, слушаешь музыку и каждый день делаешь по новому порезу на руке, разговариваешь с китом. На 50-й день поступает задание совершить самоубийство.

Вступив в группы «китов», дети попадают под влияние злоумышленников — кураторов, которые начинают с ними смертельную игру. Суициды романтизируют, окружают ореолом таинственности. Школьникам предлагают задания, загадки, отмечая, что к этой игре могут присоединиться только избранные, лучшие, смелые. Попутно ребенку внушают, что в суициде нет ничего плохого. Чаще всего игры происходят рано утром, пока родители еще спят. Ребенок просыпается в 4.20 утра и до 6.00 выполняет задания. Из-за недостатка сна слабеет воля. Чтобы понять, что ребенок на всё  готов, кураторы дают жесткие задания — например, вырезать на руке или ноге изображение кита или название группы.

Психологический механизм воздействия данных заданий состоит в подавлении воли ребенка, подчинении его кураторуЗадание на просыпание в 4.20 - это депривация сна (деприва́ция сна — недостаток или полное отсутствие удовлетворения потребности в сне, может возникнуть как результат расстройств сна, осознанного выбора или принудительно, при пытках и допросах). Ребенок не выспался, смотрит страшные ролики, это пугает, стресс физиологический накладывается на стресс от увиденного, подавляется защита.

Задания с требованием нанести себе порезы или сделать рисунок кита - это акт принятия в сообщество и обет послушания жертвы. Если ребенок этого не сделает, то его отвергнут. Он уже отвержен родителями, как ему кажется, и он боится снова оказаться ненужным. Жертва должна доказать свою покорность, куратор отбраковывает ненужных. Социальный инстинкт заставляет ребенка соответствовать критериям сообщества.

Задания «Пойти на крышу и стоять на краю» - это не борьба со страхом, как говорит ребенку куратор, это демонстрация покорности ему.

Задание «весь день смотреть страшные видео» - направлено на снижение чувствительности к неприятным картинкам и снимает барьеры восприятия.

Задание «слушать присылаемую куратором музыку» - это «медитативная»  музыка,  тут и ореол тайны, и продолжение подчинения воле куратора. Происходит  отъем индивидуальности, подавление воли ребенка. Причинение боли, вопросы интимного характера, шантаж — это тоже проверка на доверие, то есть манипуляция и подавление. Итог — дата смерти и смирение с ней. Ребенок уже готов. Все задания повторяются по многу  раз и дублируются. Повторение и повторение — вот что нужно манипулятору. И все задания обязательно с нарушением сна.

Сегодня механизм вовлечения подростков автоматизирован и работает круглосуточно, как конвейер. В сутки в соцсети «ВКонтакте» появляется от 1 тыс. до 3 тыс. стихотворных постов, и 90% из них опубликованы роботами. Чтобы тема детских смертей  оставалась в информационном пространстве, заказчику требуется немало денег (цена интернет-бота для постинга стихов или ответа на комментарии к ним, цена аккаунтов, покупка компьютера или смартфона, SIM-карт, оборудования интернет-соединения, услуг и техники для скрытия своих следов, оплата работы кураторов).

Всё происходящее — часть большой гибридной информационно-психологической войны. Это проплаченная акция, целью которой является отработка информационных атак на конкретную группу пользователей, в данном случае — на подростков, целью которой является рост подростковой смертности в русскоговорящих странах.

  1. Мотивы включения детей в игры смерти

Разработчики данных игр хорошо знают и учитывают психологию ребенка.

Нужно отметить, что в период с 11 до 17 лет психика у подростка крайне нестабильна, что выражается в скачках настроения, в недовольстве собой, окружающим миром и людьми. Это порождает внутренние конфликты и очень опасно, когда ребенок остаётся наедине со своими мыслями, а родные и друзья не хотят его услышать.

У подростка происходят не только психологические изменения, но и физиологические. Например, проявляются высыпания на лице, чрезмерная полнота или худоба, ребёнок просто не знает, как владеть собой и своим телом. Плюс в этом возрасте у подростка возникает первая влюблённость и появляются проблемы с противоположным полом. Он пытается разобраться в себе и черпает информацию из Интернета. А там не все белые и пушистые.

К попытке суицида могут привести проблемы с учебойпроблемы в отношениях с одноклассниками, в каждом классе есть свой козёл отпущения.

Причиной вовлечения в группы смерти может быть и  социальное расслоение - существует очень много вещей, которые хочется иметь подростку и которые есть у его одноклассников. Это очень обидно и вызывает у подростка лишь чувство ненависти.

Иногда дети вовсе не желают умирать, они попросту хотят с помощью намёков на суицид привлечь внимание взрослых.

Ощущения ненужности и одиночества при отсутствии должного психологического контакта между родителями и детьми, невозможностью обсудить проблемы ребенка и получить от родителей психологическую поддержку и защиту, могут спровоцировать детей к необдуманным поступкам.

Много опасных поступков дети совершают ради рейтинга, количества подписчиков в Интернете как способ получить признание и самоутвердиться. Пробегая перед машиной, подросток приобретает уважение у друзей, они считают его смелым. Это не попытка суицида. Действуя подобным образом, ребята не предполагают, что все может закончиться травмами или даже смертью. В этом возрасте они не склонны думать о последствиях, они живут эмоционально.

Дети и подростки любят играть, особенно, если это занятие сопровождается острыми ощущениями.Из-за нехватки любви в семье дети начинают искать заряд эмоций в группах смерти в социальных сетях. Попадая туда, юные интернет-пользователи видят только положительную сторону – он в команде, он кому-то нужен (даже в 4.20 утра), он выполняет различные задания. Подобные игры похожи на квесты (поэтапные действия по заданным инструкциям с поиском подсказок), которые очень популярны среди молодежи. Они дают подросткам эмоции, неважно —  положительные или отрицательные, они заряжают ребенка.

Обычно заложниками игр смерти становятся ребята из эмоционально неблагополучных семей. Это не обязательно пьющие или ведущие асоциальный образ жизни родители. Мама и папа могут быть с виду нормальными, но депрессивными или холодными по отношению к своему ребенку, невнимательными к его состоянию, авторитарными, вечно занятыми своими делами и откупающимися от детей подарками. А подросток осознает себя как личность, он хочет понимания, любви как к личности со стороны значимых для него людей. Если любви нет, то он трактует это иначе, чем мы, взрослые. Он делает вывод — я плохой. Он не может понять, что родители заняты и им не до него. Он не нужен — значит плохой. Что-то в нем не так. И ищет понимания на стороне. Ребенок начинает искать кого-то, кто его поймет. Если в этот момент он найдет «группу смерти», где его примут, а еще и посвятят в тайну… А ведь самая большая тайна — это смерть. Никто подростку сразу не будет говорить о суициде, даже «попытаются отговорить», если он сам заведет об этом разговор.

Ребенок, вступающий в такие игры, не понимает, что это путь в один конец, что возврата не будет, потому что он -  ребенок! Это человек, который не способен оценивать свои поступки и нести за них ответственность. Ребенок не понимает этой игры, его легко обмануть. Ему достаточно «дать согласие», а дальше идет отбор. От куратора зависит, доведет ли он подростка до конца. А «группа смерти» создаст «ореол героя», дошедшего до конца и не струсившего.

Многими детьми, вступающими в игру, движет любопытство и тайна.

Следовательно, причина подростковых суицидов не в том, что кто-то в Интернете нашептал убить себя — это как раз следствие. Подросткам, которые попадают в группы смерти, не хватает внимания и признания в повседневной жизни. Все это способна дать семья – все в руках мам и пап, бабушек и дедушек. Надо ценить времяпрепровождение с теми, кого любим. Родители зачастую работают допоздна или вообще на двух работах, а когда приходят домой — у них не хватает ни сил, ни времени, чтобы заниматься ребенком, нормально с ним пообщаться. Дети, и подростки в особенности, переживают это очень тяжело. Важно признание значимых сверстников, самореализация в деятельности, хобби, привязанности (спорт, животные…).

  1. Профилактика интернет-рисков

Судя по масштабам происходящего, бороться с создателями подростковых суицидальных групп  надо на государственном уровне.  Сегодня в России созданы войска информационных операций, о чем в конце февраля заявил министр обороны С. Шойгу. В ряде стран структуры, подобные войскам информационных операций, уже существуют. Эти структуры работают,  в том числе,  и с популярными интернет-ресурсами, и социальными сетями. Компетентные органы нашей страны также участвуют в решении данной проблемы. По мнению специалистов, эта работа находится в компетенции МВД, в Уголовном кодексе есть статья  «Доведение до самоубийства» (ст. 146 ч.2).  Уже возбуждены уголовные дела по данной статье и в России и в нашей стране. Регулярно проводится мониторинг содержания социальных сетей и выявляются террористические, экстремистские и суицидальные сообщества. Более 10 тыс.  сообществ и сайтов, распространявших информацию о самоубийствах, заблокировано в сети с 2012 года.

К борьбе с суицидами подключилась администрация социальной сети «ВКонтакте». Поиск по суицидальным хэштегам больше не возможен. На месте заблокированных сайтов  теперь показывают ссылку на страницу бесплатной психологической помощи. В СМИ появилась информация, что Facebook будет вычислять  склонных к самоубийству пользователей с помощью искусственного интеллекта.

Создаются и действуют разного рода общественные организации: сообщества родителей, "Лига безопасного Интернета", «Антикит», «Крибрум»,  волонтерские группы, которые выявляют и блокируют соответствующие группы в интернете и проводят собственные акции «Я выбираю жизнь!».

Помимо проведения профилактических мероприятий на государственном уровне, проводится работа в учреждениях образования: дети активно вовлекаются в занятия спортом, художественной деятельностью, в кружки и факультативы как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования;специалисты СППС учреждений образования осуществляют мониторинг социального статуса учащихся в классе, отношений в семье, занятости учащихся во внеурочное время, проводят психологическое просвещение и консультирование учащихся и их родителей, организуют досуговую деятельности.

Более важным в решении данной проблемы, по мнению специалистов, является система ценностей личности, вера, убеждения человека, которые необходимо целенаправленно формировать. Если нет традиционных ценностей, будут формироваться суррогатные. Например, при покорении Америки индейцам давали стеклянные бусы в обмен на золото. Они не понимали ценностей, и их обманывали. То же происходит с детьми, которым внушают  деструктивные суррогаты. Духовно-нравственное воспитание личности школьников, осуществляемое учреждениями образования, религиозными конфессиями и, прежде всего, родителями, является условием устойчивости личности ребенка в различных жизненных ситуациях.

Чтобы предотвратить попадание подростка в опасные игры, родителям нужно внимательно следить за ним. При наличии проблем  ребенок начинает проявлять пассивную агрессию, замыкается в себе.  Если родители не занимаются своим ребенком, то они не смогут ему помочь. Необходимо совместное времяпрепровождение, знание интересов ребенка. У него не должно быть свободного времени. Мозг ребенка умеет только учиться, и задача родителей —  учить.

Родителям необходимо самостоятельно проводить профилактическую работу со своими детьми.Родители должны смотреть за поведением ребенка, особенно в подростковом возрасте. Ваше внимание – залог безопасности вашего ребенка. Если он начинает хлопать дверью, портить мебель, повышать голос на родителей, пинать животных — это уже повод задуматься и начать действовать. Научите детей сообщать вам о своих планах на день, не разговаривать с незнакомцами, оставлять вам номера телефонов своих друзей, сообщать вам о чувстве тревоги, не гулять в безлюдных местах, освойте вместе с ребенком правила безопасного поведения в интернете, посмотрите вместе с детьми видеоролики, которые они смотрят, послушайте песни, которые звучат в их наушниках.

Чаще проводите с ними свое время, корректно проводите осмотры тела, тетрадок в поиске рисунков, статус ребенка в интернете, фотографии на телефоне возле опасных объектов (крыши, мосты, железнодорожные пути).

Корректно проверяйте смс-сообщения и переписку вашего ребенка в интернете. При этом специалисты отмечают, что тотальный контроль — это не выход из ситуации. Если мама или папа начинают читать личные переписки ребенка в социальных сетях, то может пойти обратная реакция. Подросток перестает доверять, меняет пароли и еще больше отдаляется от семьи.

Родители должны знать симптомы включения ребенка в игру смерти: встает в нестандартное время, нарушения сна (кошмары, поверхностный сон), нарушение аппетита; на теле имеются порезы и синяки, изменяются поведенческие реакции: наблюдается заторможенность, рассеянность, тревожность, замкнутость, скрытность, стремление к одиночеству, фобии, стремление убежать или спрятаться, чувство вины и стыда, депрессия, ложь, вспышки гнева и агрессии, смена интересов, нежелание строить планы на будущее.

Если заметили, что-то из перечисленного - надо срочно выключить компьютер, отобрать смартфон, обратиться в правоохранительные органы, общественные  организации  и к психологам, спокойно поговорить с ребенком, сказать, что вы его любите и поддержите в любой ситуации; необходимо попытаться выяснить, почему его поведение изменилось, помня при этом, что его могут шантажировать причинением вреда родителям, если он сознается.

Самый лучший способ — это установить доверительные отношения с помощью разговоров и совместно проведенного времени на прогулках, при просмотре фильма или просто на домашнем чаепитии, в общей деятельности членов семьи. Ребенку нужно уделять  внимание - это может быть два раза в неделю по полчаса, но это время должно принадлежать только ему.Ведь нашим детям нужно не так уж много: чтобы их обнимали, выслушивали, хвалили и одобряли, проводили с ними время. И самое главное – чтобы их Любили!

Ни один родитель не хочет сделать плохо своему ребенку. В случае серьезных проблем обратитесь за помощью к специалистам!